Вопросник для наблюдений.
Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.
Развитие тела – движение и восприятие
Как двигается ребёнок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится? 0 1 2 3
Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору? 0 1 2 3
Может ли ребёнок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.? 0 1 2 3
Может ли он бросать мяч в цель? 0 1 2 3
Может ли он ловить мяч, брошенный ему? 0 1 2 3
Любит ли ребёнок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается? 0 1 2 3
Умеет ли ребёнок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом? 0 1 2 3
Получается ли у ребёнка, закрашивая картинки, соблюдать границы? 0 1 2 3
Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи? 0 1 2 3
Умеет ли ребёнок вырезать ножницами простые фигуры: 0 1 2 3
Если ребёнку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно? 0 1 2 3
Может ли ребёнок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)? 0 1 2 3
Может ли он правильно «локализовать» в пространстве источник звука (например, звонок мобильного телефона и т.п.)? 0 1 2 3
Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.
Понимает ли ребёнок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)? 0 1 2 3
Понимает ли ребёнок простые причинно-следственные связи? 0 1 2 3
Может ли ребёнок узнавать и называть основные цвета и формы? 0 1 2 3
Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова? 0 1 2 3
Умеет ли считать и определять простые числа, например, на кубике? 0 1 2 3
Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни? 0 1 2 3
Как говорит ребёнок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих? 0 1 2 3
Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)? 0 1 2 3
Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует – работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается? 0 1 2 3
В состоянии ли ребёнок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца? 0 1 2 3
Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации? 0 1 2 3
Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует? 0 1 2 3
Эмоции и социальность
Развито ли у ребёнка доверие к себе и своим способностям? 0 1 2 3
Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации? 0 1 2 3
Удавалось ли ребёнку иногда преодолевать свою боязливость? 0 1 2 3
Может ли он ждать исполнения желаемого? 0 1 2 3
Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие? 0 1 2 3
Может ли ребёнок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации? 0 1 2 3
Рад ли он, что скоро пойдет в школу? 0 1 2 3
Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации? 0 1 2 3
Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре? 0 1 2 3
Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми? 0 1 2 3
Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное разрешение ситуации и принимает ли их? 0 1 2 3
Подведение итогов наблюдений
Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребёнку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.
Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребёнку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но не следует ожидать пассивно, когда ребёнок «дозреет» сам. Ему необходима педагогическая поддержка. Если, например, ребёнок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребёнка ситуации. Если ему трудно без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое время кто-то из близких ребёнку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы был постоянным. Тогда у ребёнка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.
Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребёнка возникнуть не должно.